Традиционно учить детей читать было принято ближе к возрасту поступления в школу – сейчас чаще всего примерно в 5-6 лет. В эпоху, когда дети шли в первый класс гимназии примерно в 9-10-летнем возрасте, чтению их могли учить и немного позже, лет в 6-8.
Но некоторые современные книги для родителей утверждают (в целом небезосновательно), что многие знания ребятишки способны усваивать в куда более раннем возрасте. Действительно, учатся же они разговаривать, а это наука куда более сложная, и более мощный пласт информации.
Здесь же крылась и причина «двуязычности» старой российской аристократии. Если малыш слышал почти в равных пропорциях русский язык и второй – иностранный, то он, сам того не зная, осваивал два языка без особого напряжения.
Но вот с какого возраста можно научить ребенка читать? Многим ребятишкам без особых видимых усилий удается вполне бегло читать в полных три года, во всяком случае, простые слова, и понимать не слишком длинные предложения. Но в то же время, специалисты утверждают, что пикового уровня развития детский мозг достигает раньше – в 1,5-2 года. А купить детские книги и начать знакомство малыша с литературой вполне можно и до года.
Полуторагодовалый ребенок, с которым регулярно, но очень ненавязчиво занимаются рассматриванием книжек и проговариванием их содержания, уже способен живо интересоваться красочными картинками и надписями. Вот в этот момент можно начать учить его чтению, точнее, азам – проговариванию слогов и коротких слов при виде соответствующих надписей. Техника такого обучения сродни запоминанию названий обычных предметов. При виде собаки малыш говорит «гав!» или «собачка» в зависимости от того, чему его научили старшие. При виде написанного слога или короткого слова он вполне способен научиться произносить написанное вслух.
На таком запоминании, кстати, было основано величайшее достижение древности – иероглифическая письменность, так что это уже немало. Предлагать ребенку такое чтение придется буквально микроскопическими дозами. Потому что соответствующий этому возрасту уровень развития психики совершенно не обеспечивает усидчивости и концентрации внимания дольше нескольких минут. И чем более чутко обучающий будет определять момент, когда ребенку интересно, а когда он теряет интерес к чтению, тем больше шансов достичь какого-то результата.
Худшее, что можно сделать в плане обучения малыша чтению (или любому другому навыку) – это добиваться от ученика больших достижений.
Реальный же эффект столь раннего обучения чтению можно будет оценить лишь примерно через год-полтора, когда ребенок или начнет складывать читаемые слоги в слова, а слова в предложения, или учебу придется начать снова уже на текущем этапе развития.