Почему ребёнок не говорит в 2 года

Почему ребёнок не говорит в 2 года

Содержание статьи:

«Почему ребёнок не говорит в 2 года, это нормально?» - такие вопросы педиатры, логопеды и детские психологи слышат нередко. Волнение родителей в данном случае понять вполне можно, ведь все они хотят, чтобы их дети развивались правильно и своевременно. Предлагаем разобрать этот вопрос более подробно.

Основные мифы, связанные с детской речью

Итак, для начала попробуем развенчать мифы, которые встречаются очень часто, и которые мешают трезво оценить ситуацию:

  • Мальчики позже приступают к разговорам, чем девочки – поклонники этой теории ссылаются на тот факт, что речевой мозговой центр у девочек развиваются быстрее. А значит, мол, если мальчик не говорит в 2 года – это всё из-за его половой принадлежности. В действительности же размер мозгового речевого центра никак не влияет на темпы развития речи. Да и сами размеры отличаются несильно. А вот сама речь может отличаться: так, мальчишки часто начинают общение со «своего языка», не любят говорить лишнее, отдают предпочтение глаголам.

  • В семье ребёнка кто-то ещё из родственников начал говорить после 2, а то и после 3 лет. Родители в таком случае часто полагают, что это наследственное, и беспокоиться не стоит. На самом деле подобная наследственность, наоборот, должна вызывать обеспокоенность. Как правило, наследственные задержки речевого развития усугубляются из поколения в поколение.

  • Некоторые родители откладывают обучение разговору на то время, когда ребёнок пойдёт в детский сад. Точнее, фактически они перекладывают всю ответственность на воспитателей. Между тем, это ошибочная стратегия. Под ответственностью воспитателя находится очень много детей, и уделять время каждому из них сложно.

  • «Заговорит, когда придёт время» - так рассуждают некоторые родители. И отчего-то они ожидают, что совершенно не говоривший малыш вдруг начнёт сразу выдавать целые предложения. Между тем, скорее всего, дело закончится тем, что время так и будет идти, а ребёнок по-прежнему не скажет ни слова. В таких случаях без каких-либо действий не обойтись!

  • «Ребёнок у нас талантливый и всё понимает, он просто ленится» - ещё одно громадное заблуждение. Так же, как и попытка оправдать всё особенностями характера. На самом деле ребёнок должен хотя бы слово «мама» произносить. Если он не делает и этого, то причина таится намного глубже характера и лени.

Основные этапы речевого развития до 2 лет

А теперь посмотрим, как же речь ребёнка должна развиваться по годам в идеале:

  • Чтобы не задаваться вопросом о том, почему ребёнок не говорит в 2 года, стоит присмотреться к нему уже в месячном возрасте! Именно так: уже тогда закладывается способность к будущему общению. Но на данном этапе она выражается плачем. У нормально развивающегося малыша плач различен в зависимости от того, чего же конкретно он хочет. А если ребёнок хнычет монотонно и на голос мамы плохо реагирует, значит, определённо стоит посоветоваться по этому поводу с педиатром.

  • Второй месяц связан с «гуленьем» - то есть, с изданием таких звуков, как «гу», «ха», «ге». Издавая их, малыш даёт понять, что он слышит маму, проявляет свою реакцию на окружающие явления и на речь. Как правило, в возрасте 2 месяцев малыш уже начинает подражать взрослым! То есть, он внимательно следит за губами окружающих и даже беззвучно шевелит своими.

  • Приблизительно в 3,5-4 месяца гуленье выходит на новый этап. А именно, оно становится более певучим, продолжительным и в целом разнообразным. Ребёнок словно прислушивается сам к себе. Своего рода, это тренировка будущей речи. Чаще всего встречаются гласные и гортанные звуки, однако уже появляются и губные.

  • Уже в 6 лет малыш способен произносить некоторые буквы и даже слоги! То есть, появляется так называемое «лепетание». Ребёнку доставляет отдельное удовольствие повторять услышанное за взрослыми.

  • Считается, что в год ребёнок должен произносить примерно от 8 до 10 слов. Они, конечно, максимально короткие и простые, но должны иметься в речевом арсенале малыша.

  • Примерно к полуторагодовалому возрасту ребёнок уже вполне легко произносит знакомые слова. И даже незнакомые «пробует на вкус», радостно их копируя. Его словарный запас может увеличиться до 30 слов. Конечно же, тоже простых, но это уже неплохо!

  • Примерно к двум годам жизни совершается резкий прорыв, в результате чего малыш способен зачастую освоить до 200 слов. А то и больше! Из этого запаса уже можно сформировать целые фразы, что малыш с удовольствием и делает. Он понимает, что конкретно сформулированной просьбой добьётся желаемого быстрее и проще, нежели ранее намёками. Фразы, опять же, сложностью не отличаются, но самое главное – это то, что они логически выстроены и уже больше похожи на привычную уху взрослого человека речь. Даже при том, что с некоторыми звуками всё ещё могут возникать проблемы – и это нормально.

  • А вот ближе к 3 годам количество слов насчитывает приблизительно 1200-1500 единиц. Причём это уже практически все части речи. Так что, как можно заметить, полное отсутствие речи к этому времени должно прилично насторожить родителей.

Почему ребёнок не говорит в 2 года: разбираемся в причинах

Почему ребёнок не говорит в 2 года: разбираемся в причинах

Почему же ребёнок может быть молчуном в двухлетнем возрасте?

  • Случается, конечно, что причиной этого явления служит какая-либо болезнь. Именно поэтому важно наблюдать за малышом буквально с первого месяца жизни. Под недугами имеются в виду ишемия, различные инфекции, кровоизлияние. Но опытные специалисты быстро это выявят и назначат лечение. К счастью, такие проблемы преодолимы, если ими заниматься. Случается такое, что ребёнок подхватывает их буквально в утробе матери!

  • Бывает, что дело не в речевом аппарате и не в болезнях, а в органах слуха. Естественно, если ребёнок слышит плохо или не слышит вовсе, он и не сможет научиться говорить сам.

  • Не все родители знают это, но чрезмерное увлечение взрослыми механическим звуком способно повредить. Под таким звуком имеется в виду шум из телевизора, радиоприёмника, компьютера и т.д. Кстати, сюда же относятся говорящие игрушки, которые в идеале детям лучше дарить после того, как они учатся говорить. Впитывая всё это, ребёнок развивает пассивную речь, но никак не активную. Всё дело в разнице длины волн механической речи и живой. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют делать акцент именно на живой речи – то есть, на разговорах с малышом, чтении ему книг, исполнении песенок и т.д. Конечно, иногда можно и мультфильм включить, но ключевое слово тут – «иногда».

  • Специалисты утверждают, что гиперопека также приводит к задержкам в речевом развитии. Так, если взрослые предугадывают заранее все пожелания малыша и бросаются стремглав их исполнять, у ребёнка даже не возникает потребность озвучивать их. Собственно, это логично: зачем прилагать усилия, если всё тут же принесут да подадут?

  • Обратная сторона медали – равнодушие. Если взрослые просто стремятся побыстрее обслужить ребёнка и заняться своими делами, малышу попросту не с кем становится разговаривать. Поэтому он и молчит.

Профилактика и устранение проблемы отсутствия речи: что можно предпринять

Что же можно сделать помимо визита к специалисту?

  • Основное требование – это непременный личный контакт с малышом. Чем чаще с ним разговаривать, тем лучше. Нужно постоянно просить уточнить, чего же ему хочется, причем, даже если родитель итак об этом догадался. Не стоит давать поблажки: пусть ребёнок чаще получает возможность озвучить свои мысли и пожелания!

  • Чтение сказок, колыбельные – непременная составляющая воспитания малыша. Важно усвоить, что это не просто развлечение: колыбельные построены таким образом, что их звуковые волны и тембр успокаивают детей. А то, что успокаивает, вызывает желание прислушаться, повторить. По этой же причине нужно читать только те сказки, которые нравятся ребёнку. Не стоит мучить его нелюбимой сказкой. К тому же любимую он точно захочет помочь рассказать – это очень полезное упражнение! Нужно задавать наводящие вопросы, просить закончить предложение и т.д.

  • Разговаривая с ребёнком, обязательно нужно обстоятельно всё проговаривать. Так, стоит озвучивать свои действия, описывать предметы вокруг. И стоит просить малыша повторять сказанное. В меру его сил и умений, конечно же. Выбирать нужно наиболее простые предложения, чтобы малыш мог их освоить.

  • Крайне желательно разговаривать своим обычным тембром. Дело в том, что детям материнский голос знаком ещё с утробы, и они охотнее всего к нему прислушиваются. Изменённое «сюсюканье» малышу может быть незнакомо. К тому же правильности речи будущего говоруна оно не способствует.

  • А вот звукоподражание крайне желательно. Показывая, например, кошку, стоит озвучить, что она говорит «мяу». Пробовать повторить такие вещи ребёнку может быть очень интересно.

  • Когда взрослый общается с малышом, стоит при возможности опускаться на один уровень с ним. Если ребёнок увидит, как именно произносится слово, он с наибольшей долей вероятности захочет повторить. И, конечно, так ему будет проще это сделать.

  • Для того, чтобы предотвратить проблему неразговорчивости, желательно не затягивать кормление грудью и выдачу пустышек. Если ребёнок испуган и это его успокаивает, соска выручает. Однако если просто так ему выдавать этот предмет, малыш не захочет с ним расставаться. А значит, и не захочет открывать лишний раз рот. Что, конечно, несовместимо с речью.

  • Артикуляционная гимнастика – прекрасный помощник! Например, можно попросить малыша то складывать губы трубочкой, то растягивать их, улыбаясь. Также хорошо надувать щёки, а затем сдувать их. Можно помычать, попроизносить простые звуки вроде «тик-так», «ох», «ух».

  • Хорошо провести игру на повторение движений и их озвучивание. Так, попросив малыша похлопать в ладоши, нужно произнести: «Ручками хлоп-хлоп». Он захочет и проделать движение, и повторить незамысловатые слова вроде «хлоп-хлоп». К тому же это отличная игра на быстроту реакции.

Бытует мнение, что если в 2 года ребёнок ещё не начал разговаривать, переживать не стоит – мол, это вариант нормы. На самом деле подобное утверждение достаточно спорно, так как всё же существуют некоторые нормы развития. И лучше, если малыш молчит, всё же выявить причину этого и устранить её.



Похожие записи


Дети и их навыки речи

Дети и их навыки речи

Многие мамы по собственному опыту знают, что все дети по-разному овладевают навыками речи. Некоторые уже в 8 месяцев способны произносить определенные звуки, а есть такие, которые в 2 года не торопятся произносить слова. Больше всего родителей беспокоит вопрос: являются такие различия в развитии тревожным сигналом или это индивидуальные особенности каждого ребенка? Есть ли повод для беспокойства?

06/14/2018

Почему ребёнок стал заикаться?

Почему ребёнок стал заикаться?

«Почему ребёнок стал заикаться?» - это тот вопрос, которым стоит заняться как можно быстрее. Иначе проблем в школе, а затем даже и во взрослой жизни не оберёшься. Главное – не паниковать, так как эта проблема вполне решаема.

08/24/2021

Как научить ребенка читать в годик?

Как научить ребенка читать в годик?

Традиционно учить детей читать было принято ближе к возрасту поступления в школу – сейчас чаще всего примерно в 5-6 лет. В эпоху, когда дети шли в первый класс гимназии примерно в 9-10-летнем возрасте, чтению их могли учить и немного позже, лет в 6-8.

01/07/2019

Какое воздействие оказывает на детей отношение их родителей к деньгам?

Какое воздействие оказывает на детей отношение их родителей к деньгам?

С детьми всегда надо общаться на тему денег, тем самым им прививается довольно правильное управление деньгами, да и создание и в дальнейшем управление капиталом вообще, тем самым возможно заложить основы, т.е. создать в будущем, так сказать, финансовый фундамент.

08/21/2018

Почему малыш не хочет ходить в детский сад?

Почему малыш не хочет ходить в детский сад?

Одними из важных этапов в жизни каждого малыша и его мамы, это первые посещения детского сада. Естественно в первый раз детеныша не оставляют на весь день среди чужих ему людей. Первые две недели ребенка оставляют общаться со сверстниками и воспитателем до обеда. В течение двух или трех месяцев постепенно удлиняют период пребывания в саду, и доводят его до максимального.

04/30/2018

Какую породу собак выбрать для ребенка

Какую породу собак выбрать для ребенка

Лучший пушистый друг для ребенка – это собака. Если малыш долго уговаривает родителей завести домашнего любимца, им не мешало бы задуматься. Безусловно, жизнь не будет такой как прежде, но поверьте, все эти хлопоты будут настолько приятными, что вы и сами не пожалеете, что пошли на этот шаг.

01/26/2021

Почему ребёнок стал заикаться?

Почему ребёнок стал заикаться?

Лучший пушистый друг для ребенка – это собака. Если малыш долго уговаривает родителей завести домашнего любимца, им не мешало бы задуматься. Безусловно, жизнь не будет такой как прежде, но поверьте, все эти хлопоты будут настолько приятными, что вы и сами не пожалеете, что пошли на этот шаг.

08/24/2021

Комментарии 0

Вам необходимо зарегистрироваться или войти чтобы оставлять комментарии.

    `

    Категории


    Социальные сети


    Последние магазины


    Новинки товаров


    Последние ответы