Почему ребёнок не говорит в 2 года

8 минут на чтение

«Почему ребёнок не говорит в 2 года, это нормально?» - такие вопросы педиатры, логопеды и детские психологи слышат нередко. Волнение родителей в данном случае понять вполне можно, ведь все они хотят, чтобы их дети развивались правильно и своевременно. Предлагаем разобрать этот вопрос более подробно.

Основные мифы, связанные с детской речью

Итак, для начала попробуем развенчать мифы, которые встречаются очень часто, и которые мешают трезво оценить ситуацию:

  • Мальчики позже приступают к разговорам, чем девочки – поклонники этой теории ссылаются на тот факт, что речевой мозговой центр у девочек развиваются быстрее. А значит, мол, если мальчик не говорит в 2 года – это всё из-за его половой принадлежности. В действительности же размер мозгового речевого центра никак не влияет на темпы развития речи. Да и сами размеры отличаются несильно. А вот сама речь может отличаться: так, мальчишки часто начинают общение со «своего языка», не любят говорить лишнее, отдают предпочтение глаголам.

  • В семье ребёнка кто-то ещё из родственников начал говорить после 2, а то и после 3 лет. Родители в таком случае часто полагают, что это наследственное, и беспокоиться не стоит. На самом деле подобная наследственность, наоборот, должна вызывать обеспокоенность. Как правило, наследственные задержки речевого развития усугубляются из поколения в поколение.

  • Некоторые родители откладывают обучение разговору на то время, когда ребёнок пойдёт в детский сад. Точнее, фактически они перекладывают всю ответственность на воспитателей. Между тем, это ошибочная стратегия. Под ответственностью воспитателя находится очень много детей, и уделять время каждому из них сложно.

  • «Заговорит, когда придёт время» - так рассуждают некоторые родители. И отчего-то они ожидают, что совершенно не говоривший малыш вдруг начнёт сразу выдавать целые предложения. Между тем, скорее всего, дело закончится тем, что время так и будет идти, а ребёнок по-прежнему не скажет ни слова. В таких случаях без каких-либо действий не обойтись!

  • «Ребёнок у нас талантливый и всё понимает, он просто ленится» - ещё одно громадное заблуждение. Так же, как и попытка оправдать всё особенностями характера. На самом деле ребёнок должен хотя бы слово «мама» произносить. Если он не делает и этого, то причина таится намного глубже характера и лени.

Основные этапы речевого развития до 2 лет

А теперь посмотрим, как же речь ребёнка должна развиваться по годам в идеале:

  • Чтобы не задаваться вопросом о том, почему ребёнок не говорит в 2 года, стоит присмотреться к нему уже в месячном возрасте! Именно так: уже тогда закладывается способность к будущему общению. Но на данном этапе она выражается плачем. У нормально развивающегося малыша плач различен в зависимости от того, чего же конкретно он хочет. А если ребёнок хнычет монотонно и на голос мамы плохо реагирует, значит, определённо стоит посоветоваться по этому поводу с педиатром.

  • Второй месяц связан с «гуленьем» - то есть, с изданием таких звуков, как «гу», «ха», «ге». Издавая их, малыш даёт понять, что он слышит маму, проявляет свою реакцию на окружающие явления и на речь. Как правило, в возрасте 2 месяцев малыш уже начинает подражать взрослым! То есть, он внимательно следит за губами окружающих и даже беззвучно шевелит своими.

  • Приблизительно в 3,5-4 месяца гуленье выходит на новый этап. А именно, оно становится более певучим, продолжительным и в целом разнообразным. Ребёнок словно прислушивается сам к себе. Своего рода, это тренировка будущей речи. Чаще всего встречаются гласные и гортанные звуки, однако уже появляются и губные.

  • Уже в 6 лет малыш способен произносить некоторые буквы и даже слоги! То есть, появляется так называемое «лепетание». Ребёнку доставляет отдельное удовольствие повторять услышанное за взрослыми.

  • Считается, что в год ребёнок должен произносить примерно от 8 до 10 слов. Они, конечно, максимально короткие и простые, но должны иметься в речевом арсенале малыша.

  • Примерно к полуторагодовалому возрасту ребёнок уже вполне легко произносит знакомые слова. И даже незнакомые «пробует на вкус», радостно их копируя. Его словарный запас может увеличиться до 30 слов. Конечно же, тоже простых, но это уже неплохо!

  • Примерно к двум годам жизни совершается резкий прорыв, в результате чего малыш способен зачастую освоить до 200 слов. А то и больше! Из этого запаса уже можно сформировать целые фразы, что малыш с удовольствием и делает. Он понимает, что конкретно сформулированной просьбой добьётся желаемого быстрее и проще, нежели ранее намёками. Фразы, опять же, сложностью не отличаются, но самое главное – это то, что они логически выстроены и уже больше похожи на привычную уху взрослого человека речь. Даже при том, что с некоторыми звуками всё ещё могут возникать проблемы – и это нормально.

  • А вот ближе к 3 годам количество слов насчитывает приблизительно 1200-1500 единиц. Причём это уже практически все части речи. Так что, как можно заметить, полное отсутствие речи к этому времени должно прилично насторожить родителей.

Почему ребёнок не говорит в 2 года: разбираемся в причинах

Почему ребёнок не говорит в 2 года: разбираемся в причинах

Почему же ребёнок может быть молчуном в двухлетнем возрасте?

  • Случается, конечно, что причиной этого явления служит какая-либо болезнь. Именно поэтому важно наблюдать за малышом буквально с первого месяца жизни. Под недугами имеются в виду ишемия, различные инфекции, кровоизлияние. Но опытные специалисты быстро это выявят и назначат лечение. К счастью, такие проблемы преодолимы, если ими заниматься. Случается такое, что ребёнок подхватывает их буквально в утробе матери!

  • Бывает, что дело не в речевом аппарате и не в болезнях, а в органах слуха. Естественно, если ребёнок слышит плохо или не слышит вовсе, он и не сможет научиться говорить сам.

  • Не все родители знают это, но чрезмерное увлечение взрослыми механическим звуком способно повредить. Под таким звуком имеется в виду шум из телевизора, радиоприёмника, компьютера и т.д. Кстати, сюда же относятся говорящие игрушки, которые в идеале детям лучше дарить после того, как они учатся говорить. Впитывая всё это, ребёнок развивает пассивную речь, но никак не активную. Всё дело в разнице длины волн механической речи и живой. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют делать акцент именно на живой речи – то есть, на разговорах с малышом, чтении ему книг, исполнении песенок и т.д. Конечно, иногда можно и мультфильм включить, но ключевое слово тут – «иногда».

  • Специалисты утверждают, что гиперопека также приводит к задержкам в речевом развитии. Так, если взрослые предугадывают заранее все пожелания малыша и бросаются стремглав их исполнять, у ребёнка даже не возникает потребность озвучивать их. Собственно, это логично: зачем прилагать усилия, если всё тут же принесут да подадут?

  • Обратная сторона медали – равнодушие. Если взрослые просто стремятся побыстрее обслужить ребёнка и заняться своими делами, малышу попросту не с кем становится разговаривать. Поэтому он и молчит.

Профилактика и устранение проблемы отсутствия речи: что можно предпринять

Что же можно сделать помимо визита к специалисту?

  • Основное требование – это непременный личный контакт с малышом. Чем чаще с ним разговаривать, тем лучше. Нужно постоянно просить уточнить, чего же ему хочется, причем, даже если родитель итак об этом догадался. Не стоит давать поблажки: пусть ребёнок чаще получает возможность озвучить свои мысли и пожелания!

  • Чтение сказок, колыбельные – непременная составляющая воспитания малыша. Важно усвоить, что это не просто развлечение: колыбельные построены таким образом, что их звуковые волны и тембр успокаивают детей. А то, что успокаивает, вызывает желание прислушаться, повторить. По этой же причине нужно читать только те сказки, которые нравятся ребёнку. Не стоит мучить его нелюбимой сказкой. К тому же любимую он точно захочет помочь рассказать – это очень полезное упражнение! Нужно задавать наводящие вопросы, просить закончить предложение и т.д.

  • Разговаривая с ребёнком, обязательно нужно обстоятельно всё проговаривать. Так, стоит озвучивать свои действия, описывать предметы вокруг. И стоит просить малыша повторять сказанное. В меру его сил и умений, конечно же. Выбирать нужно наиболее простые предложения, чтобы малыш мог их освоить.

  • Крайне желательно разговаривать своим обычным тембром. Дело в том, что детям материнский голос знаком ещё с утробы, и они охотнее всего к нему прислушиваются. Изменённое «сюсюканье» малышу может быть незнакомо. К тому же правильности речи будущего говоруна оно не способствует.

  • А вот звукоподражание крайне желательно. Показывая, например, кошку, стоит озвучить, что она говорит «мяу». Пробовать повторить такие вещи ребёнку может быть очень интересно.

  • Когда взрослый общается с малышом, стоит при возможности опускаться на один уровень с ним. Если ребёнок увидит, как именно произносится слово, он с наибольшей долей вероятности захочет повторить. И, конечно, так ему будет проще это сделать.

  • Для того, чтобы предотвратить проблему неразговорчивости, желательно не затягивать кормление грудью и выдачу пустышек. Если ребёнок испуган и это его успокаивает, соска выручает. Однако если просто так ему выдавать этот предмет, малыш не захочет с ним расставаться. А значит, и не захочет открывать лишний раз рот. Что, конечно, несовместимо с речью.

  • Артикуляционная гимнастика – прекрасный помощник! Например, можно попросить малыша то складывать губы трубочкой, то растягивать их, улыбаясь. Также хорошо надувать щёки, а затем сдувать их. Можно помычать, попроизносить простые звуки вроде «тик-так», «ох», «ух».

  • Хорошо провести игру на повторение движений и их озвучивание. Так, попросив малыша похлопать в ладоши, нужно произнести: «Ручками хлоп-хлоп». Он захочет и проделать движение, и повторить незамысловатые слова вроде «хлоп-хлоп». К тому же это отличная игра на быстроту реакции.

Бытует мнение, что если в 2 года ребёнок ещё не начал разговаривать, переживать не стоит – мол, это вариант нормы. На самом деле подобное утверждение достаточно спорно, так как всё же существуют некоторые нормы развития. И лучше, если малыш молчит, всё же выявить причину этого и устранить её.

Facebook Vk Ok Twitter

Похожие записи:

«Почему ребёнок стал заикаться?» - это тот вопрос, которым стоит заняться как можно быстрее. Иначе проблем в школе, а затем даже и во
Старайтесь игнорировать мелкие нарушения ребенка, с которыми можно справиться другими способами. Скажем, ваш ползунок говорит «Нет!» в
Конец учебного года, это, конечно же, самый ожидаемый момент в жизни школьника, потому что после всего года обучения и экзаменов или