Умение считать в уме остается необходимым даже при современном уровне развития электроники, когда мобильник с опцией калькулятора носят с собой даже ребятишки, еще плохо знакомые с цифрами. Потому что от навыка счета без набора или записи зависит способность ребенка освоить начальный курс математики и справляться с простыми бытовыми расчетами. Развивающие игрушки для детей приучают пользоваться логикой, и азы математики должны просто стать естественным продолжением этого пути.
Учимся счету в уме – с чего начать?
Первый совет касательно обучения счету в уме будет о том, чего делать не стоит.
Нежелательно допускать, чтобы ребенок начал считать и складывать на пальцах или при помощи расчерченных на бумаге линеечек. Возможно, второй способ еще пригодится при разборе плохо поддающихся задач где-нибудь в классе третьем-четвертом, но сейчас он будет создавать совсем неполезную привычку к счету исключительно по клеточкам, без абстрактного понимания чисел.
Когда ребенок научится уверенно оперировать понятиями «один-много», «больше-меньше», «прибавить», «отнять» и «равно», ему следует познакомиться со сложением и вычитанием. Первые шаги в этом можно делать путем прибавления-убавления предметов (настоящих или нарисованных), но как только ученик усвоит смысл арифметических действий, пора осваивать счет в уме.
Для этой цели очень полезно будет запомнить таблицу состава чисел. Запомнив ее хотя бы до 10, ребенок без большого труда сможет складывать и вычитать в уме в этих пределах. Просто используя сведения из таблицы. Если получается не сразу, следует устно прорешать примеры с меньшими числами из таблицы, чтобы закрепить у ученика суть сложения и вычитания, а также связь этих действий с составом числа.
Затем можно переходить к заучиванию таблицы состава чисел от 11 до 20 и после запоминания или хотя бы ознакомления попробуйте вместе с ребенком приложить полученные навыки к решению примеров с числами до 20.
Заинтересовать обучаемого в таком процессе помогут несложные математические головоломки для детей, где нужно подставить сумму, разность, одно из неизвестных слагаемых и т.д.
Сначала выбирать примеры следует попроще – с двумя известными числами и третьим, которое нужно найти, затем – с четырьмя, где будут известны три числа.
Как вариант, можно использовать игру с мелкими предметами в коробочке. Например, положить на глазах у ребенка в коробку три карандаша, но так, чтобы он не мог заглядывать внутрь. Затем положить туда еще два и в веселом, дружелюбном тоне предложить угадать, сколько же карандашей теперь лежит внутри. Выслушав ответ, показать содержимое коробочки и либо похвалить за правильный ответ, либо, если ребенок не устал от игры, предложить новую попытку. Важно, чтобы верный ответ воспринимался, как успех, а неверный – как простая неудача «не угадал, в следующий раз получится». Игровой азарт и стремление победить неудачу станут дополнительным стимулом для обучения.