Научить ребенка читать стало в сегодняшней системе образования обязанностью его родителей или других старших родственников. Ведь практически все школы хотят принимать читающих первоклассников, тогда как детские сады не ставят себе в обязанность дать детям этот навык. Поэтому хорошие современные книги для родителей часто содержат рекомендации по обучению малышей чтению.
Однако важно знать, что общих методик и общепринятого возраста обучения алфавиту и чтению для всех детей нет. Общим могут быть только два совета: выбрать подходящий момент для начала и не вызвать в процессе знакомства с печатным словом отвращение к нему. Этим грешат многие родители, да и педагоги, невольно формируя у ребятишек негативное восприятие любой учебы.
Когда начать?
Прежде, чем приступить к обучению, убедитесь, что малыш по уровню подготовленности уже способен заинтересоваться таким новым увлекательным занятием, как чтение. Показатели: ребенок говорит длинными предложениями, связно излагает впечатления или пересказывает услышанное, легко повторяет звуки и слова, понимает, что замена одного звука превращает слово в что-то совершенно другое. К этому же моменту малыш должен уверенно различать направления, понятия большой-маленький, больше-меньше, выше-ниже, быстро-медленно, верх-низ и так далее. И обязательно нужен словарный запас – прежде, чем начать читать, ребенку нужно знать названия цветов, растений, животных, предметов домашней утвари, мебели и одежды, транспортных средств, ведь иначе у него просто не будет базы для усвоения техники чтения.
С чего начать?
Конечно, для обучения чтению потребуется купить книги для детей и наглядные материалы – кубики или картинки с буквами, магнитную азбуку и т.д. Впрочем, наглядные материалы можно изготовить и самостоятельно – нарисовав крупные четкие буквы на одинаковых кусочках бумаги или картона и подготовив простые картинки, которые легко описать одним знакомым словом. Например, наклеить на картон вырезанную из журнала фигуру собаки, кошки, рыбки, автомобиля, самолета и т.д. Это более хлопотно, чем покупка азбуки, зато позволит проводить ассоциации между названиями и начальными буквами. Ведь на С начинается не только «собака», но и «самолет», на К не только «кошка», но и «корова» и «кораблик»!
Начинать изучение звуков и букв рекомендуется с гласных – их меньше, и они проще воспринимаются. Заодно можно обратить внимание малыша, что эти длинные звуки могут быть и словами со своим смыслом. Например – «я», «у-у-у», «ау», «а-а-а».
Закрепив усвоенные гласные пора переходить к согласным. Проще начинать с тех, которые повторяются в слове – «мама», «папа», «баба», «ля-ля», «му-му». Но это необязательно, главное, дать малышу понятие, как из согласного и гласного звука образуется слог. Вот здесь уже очень пригодятся обучающие книжки с картинками, где на страничках каждой букве соответствуют рисунки, предлагаются разные комбинации согласных и гласных.
Обязательно предлагайте воспользоваться новыми знаниями! Находите вместе знакомые буквы в надписях, читайте слоги и слова, вместе радуйтесь успехам!